Впереди рыночного паровоза. К пониманию принципов работы облачных охранных систем

24.12.2014

Несмотря на обилие в Сети информации об облачных системах, практика показывает, что интеграторы нередко имеют весьма поверхностное представление о том, как работают такого рода сервисы и в чём состоят их преимущества и недостатки.

К пониманию принципов работы облачных охранных систем

В последние несколько лет облачные системы стали вполне обыденным явлением. Зачастую не задумываясь, мы постоянно используем целый ряд облачных приложений, которые не являются традиционным ПО, выполняемом на наших ПК — на самом деле эти программы работают в удалённых центрах обработки данных, координаты которых нам неизвестны, да в общем и не важны. Тем не менее, как только дело касается охраны, многие пользователи испытывают определённое недоверие при одной мысли о том, что данные из их систем видеонаблюдения или контроля доступа будут уходить «в никуда».

Индустрия безопасности традиционно более консервативна и осторожна в отношении новейших технологий, в особенности тех, что на первый взгляд кажутся рискованными с точки зрения сохранности конфиденциальной информации. В принципе их можно понять: обеспечение безопасности в наше время остаётся исключительно важным условием функционирования организации, поэтому руководству необходимо иметь гарантии того, что управление всей структурой будет устойчиво к отказам техники и попыткам взлома системы. Неудивительно, что в результате в общественном мнении бытует заблуждение о том, что «облака» принципиально уязвимы, а также ряд других, ничуть не более обоснованных и логичных установок.

Вообще-то следует принять то, что облачные сервисы пришло в нашу жизнь всерьёз и надолго. То есть, вопрос о том, следует ли внедрять в бизнес-практику облачные приложения по обеспечению физической безопасности, следует переформулировать так: «Когда, наконец, это внедрение произойдёт?» Ситуация здесь напоминает ранние стадии развития сетевых охранных систем, когда лишь немногие сумели вовремя оценить всю привлекательность, гибкость и экономическую целесообразность перехода на «цифру», а основная масса держалась за привычный (пусть и существенно лимитированный) «аналог», постоянно подыскивая аргументы против IP. Таким образом, и в нынешней ситуации массовый переход на «облака» — вопрос лишь времени.

Что это может значить для рядового системного интегратора, ранее специализировавшегося на продажах проектов на базе физических серверов и локальных сетевых инфраструктур? Прежде всего — существенное расширение спектра возможностей. Облачные сервисы позволяют интегратору не только диверсифицировать свой бизнес, но и вовремя «оседлать волну», создав себе репутацию специалиста по новейшим технологиям до того момента, когда «в облака» ринутся все кто ни попадя. И не следует забывать о том, что облачные системы позволяют организовать плотный поток ежемесячных тарифных платежей, сопоставимый с доходами от продаж проектов, а в определённых условиях и превышающий их.

Возможности для продаж облачных сервисов можно найти достаточно легко. Однако, чтобы сделать ставку на этот входящий в моду тренд, интеграторам следует основательно разобраться в предрассудках и заблуждениях, успевших сложиться вокруг облачных услуг и систем. А затем — чётко представить себе весь набор новых возможностей, открывающихся при внедрении «облаков» в стратегической перспективе, в частности, с точки зрения развития бизнеса.

Пять типичных заблуждений, касающихся облачных систем

При появлении очередной новейшей технологии в профессиональном сообществе, вполне естественно, возникает волна обсуждений, касающихся в первую очередь баланса между выгодами и рисками. И в процессе того, как каждый стремиться высказать своё отношение к новому предмету, нередко формируются массовые заблуждения. Ниже приводятся пять из них, в том или ином виде циркулирующие в профессиональных кругах безопасников и направленных на сдерживание внедрения облачных сервисов.

1. «Всё или ничего»

То, что вам предложили облачный сервис, вовсе не означает, что вашей организации придётся виртуализовать всю охранную систему целиком. На деле существуют гибридные системы, весьма гибко приспосабливаемые к условиям любого объекта. К примеру, такая система может стать выходом при сложностях с масштабированием системы. А организация, имеющая в своём распоряжении несколько охраняемых объектов, может, продолжая использовать физические системы на объектах, применить облачный сервис для сведения данных из территориально разбросанных систем в единый интерфейс управления без каких-либо дополнительных затрат на аппаратное обеспечение, а также организовав локальные системы с облачным управлением на малых объектах, где «городить» оборудование нецелесообразно.

В более масштабных инсталляциях, скажем, в крупных корпорациях и государственных структурах, использование облачных сервисов может быть организовано в параллель обычным серверным решениям, выгодно их дополняя. Например, локальное хранение данных видеонаблюдения возможно организовать для краткосрочных архивов, а для длительного хранения использовать облачный сервис. Комбинация облачного хранения/управления с локальным позволяет каждой организации выбрать максимально комфортную для себя стратегию эксплуатации и развития охранной системы, а это, согласитесь, стОит затрат.

2. Хранение данных «в облаке» небезопасно

Нередко у клиентов, информированных о том, что приндлежащие им данные хранятся вне пределов офиса организации, возникают опасения, связанные с повышенным риском несанкционированного доступа к информации. Однако сохранность важных данных в неизмеримо большей степени зависит от процедур обеспечения безопасности доступа к информации, чем от физического месторасположения носителя, на который они записаны.

Шифрование данных, защита информации в процессе передачи и авторизация пользователей — ключевые моменты в организации любой облачной системы. Кроме этого, компании, предоставляющие услуги первичного облачного хостинга, имеют в своём распоряжении намного более мощные меры защиты данных, чем это смогла бы обеспечить организация-пользователь за собственный бюджет. Всё дело в том, что успешность компании, предоставляющей клиентам облачные услуги, напрямую завязана на её репутацию. Поэтому провайдеры стремятся по максимуму исключить малейшую вероятность того, что клиентские данные попадут в руки третьих лиц. Кроме этого, облачные услуги поставщиков первого уровня являются предметом сертификации по целому ряду международных стандартов — и это практически гарантия того, что риски утраты либо утечки данных здесь минимизированы, а клиентская информация надёжно защищена.

3. Облачные сервисы предназначены лишь для малого и среднего бизнеса

Облачные сервисы видеонаблюдения (VSaaS) и контроля доступа (ACaaS) многими рассматриваются как вполне очевидные и экономически оправданные варианты организации охранных систем для малых и средних объектов, где имеется необходимость управления не более чем десятком телекамер наблюдения или считывателей пропусков. Действительно, для небольших компаний облачные сервисы предоставляют привлекательную возможность избежать серьёзных затрат на «железо», софт и работы по инсталляции и настройку систем — а учитывая то, что на небольших объектах весьма нередки случаи вандализма, взлома и воровства, «облако» избавляет пользователей ещё и от риска, связанного с утратой либо порчей собственности.

Тем не менее, более крупные организации и правительственные структуры способны ничуть не в меньшей степени воспользоваться этими же самыми преимуществами. Ряд организаций, в частности, уже приходит к выводу об экономической нецелесообразности содержания собственных центров обработки данных, параллельно подыскивая альтернативные решения, более эффективные с точки зрения затрат: дата-центры постепенно разрастаются и начинают «жить собственной жизнью», поглощая всё больше средств на в общем-то непрофильные нужды. В некоторых госструктурах США уже введены нормы, предписывающие организациям при рассмотрении решений отдавать приоритеты облачным вариантам, оставляя возможность формирования собственного центра обработки данных лишь на особые случаи.

Аналогичным образом, находятся среди крупных организаций и клиенты, убедившиеся, что облачный сервис попросту лучше подходит для целей обеспечения охраны и безопасности объекта, чем имеющаяся на объекте физическая система. Это лишь несколько примеров мотивации крупных заказчиков к переводу охранных систем на облачные сервисы.

4. Эксплуатации облачных систем мешают ограничения пропускной способности сети

Не секрет, что до сих пор ещё существуют объекты, где широкополосный доступ в Интернет является слишком дорогим удовольствием, отчего передача камерных видеопотоков «в облако» становится экономически неприемлемой. Однако по мере развития провайдерского бизнеса таких «белых пятен» на карте становится всё меньше и меньше.

Согласно материалам исследования, проведённого компанией Akamai, средняя скорость Интернет-соединения в США составляет 11,4 Мбит/с. При этом страна занимает далеко не первое место в мире по этому показателю. Скорость роста средней пропускной способности Интернет-каналов составляет примерно 40% в год, и это способствует дальнейшему снижению провайдерских тарифов — а это, в свою очередь, положительно влияет на распространение облачных сервисов.

5. Создать собственный центр обработки данных намного выгоднее

Некоторые из интеграторов высказывают мнения о том, что в современных условиях целесообразно иметь собственный дата-центр и предоставлять облачные услуги клиентам напрямую. Однако здесь далеко не всё так просто, как это кажется на первый взгляд.

Во-первых, это требует серьёзных затрат времени и средств на приобретение оборудование и софта, а также на настройку и ввод центра обработки данных в эксплуатацию. Набить серверные стойками, а стойки — промышленным «железом», действительно не проблема. А вот обеспечить надёжное резервирование и безопасность, адекватное охлаждение и, что может явиться совсем уж критичным, подобрать персонал технической службы для ухода за всей этой инфраструктурой — уж не просто проблема, а источник головной боли.

Помимо этого, собственный дата-центр несколько смещает основной профиль деятельности системного интегратора в сторону от продвижения и внедрения решений. Вместо этого компания начинает сосредотачиваться на управлении центром обработки данных и поддержании его в эксплуатационной готовности, а это требует огромных затрат ресурсов и несёт с собой риски, автоматически перекладываемые на клиентов. Использовав вместо этого облачный сервис стороннего провайдера, можно существенно сэкономить время инсталляции и свести к нулю потребность в экспертных знаниях в области облачных систем, трудозатраты на техническое обслуживание, а главное — собственные риски.

И, наконец, с экономической точки зрения конкурировать с облачными провайдерами первого уровня попросту бессмысленно. Поскольку между такими компаниями, как Google, Amazon и Microsoft идёт непрекращающаяся и очень жёсткая конкурентная гонка, тарифы на пользование облачными сервисами имеют свойство неуклонно снижаться. Таким образом, для большинства интеграторов общая стоимость владения собственным дата-центром может оказаться непосильной ношей.

Впереди рыночного паровоза

Все приведённые соображения, конечно же, представляют собой лишь верхушку айсберга. Однако движение в сторону облаков в отрасли безопасности уже началось, и интеграторам, заинтересованным в том, чтобы использовать это, следует поторопиться.

Поскольку бизнес-модель интеграторского бизнеса стремительно переориентируется с разовых продаж на сбор ежемесячных тарифных платежей, облачные технологии здесь становятся всё более ценными — и, чтобы воспользоваться преимуществами «облаков», интеграторам следует уже сегодня начинать работать над своей репутацией в данной области.

И, что ещё более важно, сегодняшними клиентами максимально востребованы решения, способные масштабироваться в зависимости от экономических факторов. По мере того, как достоверная информация о преимуществах облачных сервисов становится достоянием клиентской массы, наиболее дальновидные из заказчиков начинают делать ставки на новую технологию. И практически во всех случаях эти ставки оказываются выигрышными.

По материалам Security Sales & Integration


Возврат к списку

 Подписаться на RSS-канал