Операторы видеонаблюдения — профессиональная подготовка и передача знаний

05.03.2014

Встратегии любой организации обязательно должна быть прописана роль видеонаблюдения, из которой, в свою очередь, вытекают требования к профессиональной подготовке операторов мониторинга. Подходить к этой подготовке формально, ставя перед собой задачу вписаться в бюджет и обеспечить людей работой, недопустимо.

Операторы видеонаблюдения — профессиональная подготовка и передача знаний

Прежде чем прибегнуть к услугам профессиональных тренингов, следует ответить на три основных вопроса. Во-первых, проводятся ли предполагаемые занятия по прямому назначению, соответствующему стратегической роли видеонаблюдения в организации. Во-вторых, соответствует ли содержание и уровень тренингов затратам, и какой непосредственный эффект можно от них ожидать? И, наконец, способны ли эти тренинги эффективно передать знания, непосредственно касающиеся выполнения операторами своих прямых обязанностей?

Если в спектре угроз безопасности организации присутствуют хищения и насилие, следует учесть это при организации обучения операторов. При этом вопрос о том, кто именно должен проводить обучающие мероприятия, нередко остаётся открытым: это могут быть как работники верхнего и среднего звена управления, так и специалисты компаний-провайдеров услуг профессионального видеомониторинга.

В Великобритании использование видеонаблюдения в основном сосредоточено в городских центрах, и городские власти располагают чётко прописанными политиками, где значатся все процедуры, протоколы, отсылки к нормативным актам и правилам предоставления видеодоказательств. Такой подход соответствует политическим нуждам: видеонаблюдение здесь принято расценивать как социально приемлемую и результативную технологию охраны правопорядка.

Главный детектив-инспектор Мик Невиль на одной из прошлогодних конференций выступил с несколько противоречивым заявлением о том, что все образовательные мероприятия, направленные на обучение полицейских нормам законодательства о гражданских правах и неприкосновенности частной жизни не привели к поимке ни одного преступника. Несмотря на прямоту и несколько неожиданный для должностного лица акцент, инспектор, судя по всему, имел в виду следующее: в процессах профессионального образования британские правоохранители не делают акцента на том, чтобы кого-то за что-то арестовать, а сосредотачивают усилия на выполнении своих обязанностей в строгом соответствии с предписанными законом процедурами, сохраняя при этом социально ответственный подход. И проводимые здесь операторские тренинги во многом приводят функциональные обязанности операторов в соответствие с этими стратегическими принципами.

Нелёгкий выбор: политика или безопасность?

В Южной Африке несколько иной характер криминальной среды, поэтому, в отличие от Великобритании, типичная задача видеонаблюдения здесь сводится скорее к «найти и задержать». Это не означает, что ответственность перед обществом и этические соображения принято отодвигать в сторону, однако передача знаний в основном происходит внутри структур — от более опытных сотрудников и супервизоров к рядовым операторам. Конечно же, знание матчасти является важным делом, однако эта информация зачастую является узкоспециальной и касается лишь систем и оборудования определённых марок и поставщиков. Учитывая огромное разнообразие аппаратного и программного обеспечения, политик безопасности и служебных процедур, ни одна организация, осуществляющая услуги профессионального обучения, попросту не взялась бы за данную тематику. И, к сожалению, здесь на национальном рынке наблюдаются существенные пробелы; единственная надежда на приобретение знаний сводится к тренингам, обеспечиваемым поставщиками оборудования и систем. И это, кстати, наблюдается не только в ЮАР — проблема является скорее общемировой, чем специфической.

Однако есть и аспекты операторских тренингов, общие для любых систем и объектов. По роду занятий мне приходится организовывать учебные сессии, на которых операторы работают над совершенствованием наблюдательности, пониманием языка телодвижений и жестов, считыванием подробностей происшествий. Кроме этого, предметом работы являются общая чувствительность к разного рода рискам и способность вовремя определить признаки развивающегося инцидента и предотвратить его. Это делает практически бесполезным прямой перенос опыта тренингов, сложившегося в других странах — в другой реальности и иных стратегических приоритетах.

Пожалуй, единственным исключением здесь является чисто техническая учёба, которая в условиях интернационализации оборудования, решений и поставщиков систем строится по одним и тем же принципам практически везде. Умело комбинируя квалифицированную техучёбу с обнаружением и классификацией угроз криминального характера, можно было бы достичь прекрасных результатов — помня при этом об уникальности угроз не только в национальном масштабе, но и для организации, в интересах которой проводятся образовательные мероприятия.

Тренинги — лишь часть процесса

Тем не менее, правильный контент и методики обучения — это лишь часть подготовки сильного и умелого операторского состава. Если бы на тренинги попадали гарантированно пригодные к операторской службе сотрудники, это было бы идеально. Однако, по данным исследований, предварительный отбор обучаемых не менее важен, чем правильно организованный и поставленный учебный процесс. Пожалуй, даже так: критически важен.

Помимо этого, лично для меня имеет существенное значение и ряд других факторов. Вопросы, подлежащие изучению в ходе образовательных сессий, призваны стать частью управленческой и операторской культуры. Неоднократно приходилось наблюдать ситуации, когда операторы обнаруживали реально значимые проявления событий, но их руководители, не имеющие профессиональной подготовки в данной области, попросту не понимали, что происходит — и потому игнорировали поступающую к ним информацию. Поэтому тренинги необходимы в первую очередь руководителям подразделений мониторинга и операторских смен, а также, если речь идёт об организациях меньших масштабов, и начальникам служб безопасности. И это должно быть учтено при составлении учебных планов и выборе методик обучения.

В организациях, где наиболее успешно налажена работа операторов видеонаблюдения, я неоднократно отмечал, что даже язык, на котором составляются отчёты, становится более сосредоточенным и по-настоящему профессиональным. Дело в том, что в процессе извлечения информации из видеоизображений и описании произошедшего профессиональный оператор увидит не простую запись происходящего, а данные для дальнейшей обработки и принятия решений — нечто вроде разведывательных данных. Там, где удаётся развить такого уровня культуру наблюдения, а руководство относится к работе операторов с должным пониманием, передача знаний происходит наиболее эффективно, постоянно и с максимальной пользой для самой организации.


Автор:  Д-р Крэйг Дональд

Возврат к списку


Другие статьи этого автора:

 Подписаться на RSS-канал