Видеонаблюдение активное и реактивное. Три режима функционирования CCTV на охраняемых объектах

11.11.2009

Уточним определения: прилагательным "активное" наш переводчик перевел термин "pro-active" (чуть более точно его значение передается словом "опережающее"). Слово "реактивный" (reactive) здесь означает "основанный на реакции на определенные действия". Тема эта уже неоднократно обсуждалась в контексте критики так называемого экстенсивного подхода к видеонаблюдению. Показатели количества камер, относительной площади покрытия и даже раскрываемости преступлений, к сожалению, не имеют отношения к уровню риска, которому подвергаются люди и объекты собственности на обозреваемой операторами CCTV территории. Очередная порция нравоучений от доктора Крэйга Дональда является прекрасной иллюстрацией системного подхода к проблеме реактивности видеонаблюдения. Тому самому врожденному дефекту видеоохраны, с которым надо научиться справляться во что бы то ни стало.

Видеонаблюдение активное и реактивное. Три режима функционирования CCTV на охраняемых объектахz

Дискуссии о том, в какой степени видеонаблюдение может быть активным, а в какой -- реактивным, стали уже привычным времяпрепровождением специалистов, однако в последнее время интенсивность их заметно усилилась. Вероятнее всего, это имеет отношение к развитию крупномасштабных систем, где счет идет на сотни камер. Победное шествие макси-систем обнажило общую проблему CCTV как средства охраны и предотвращения правонарушений, а именно -- большие сомнения в ее эффективности.

К примеру, пресса в Соединенном Королевстве просто пестрит материалами, свидетельствующими о диспропорции между ростом общего количества камер и повышением раскрываемости преступлений. Мик Невиль, старший детектив-инспектор Управления визуальной идентификации и опознания Столичной полиции Лондона, постоянно цитируется как автор фразы "на каждую тысячу камер видеонаблюдения приходится менее одного раскрытого преступления". Канал BBC2 сообщает о том, что даже в самых маленьких по размеру муниципальных образованиях Великобритании -- на Шетландских островах и в районе Корби -- установлено больше камер, чем во всем Сан-Франциско (101 и 90 против всего лишь 71). Далее в той же статье утверждается, что в лондонском районе Вондсуорт установлено столько же камер, сколько в городах Дублин, Йоханнесбург, Бостон и Сидней -- всего 1113 единиц.

Несмотря на то, что такие количества камер могут вызвать у впечатлительного читателя ужас, такое количество единиц оборудования вовсе не является запредельным -- в особенности там, где хозяин системы пытается застраховать себя от финансовых потерь. В крупных казино обычно устанавливается порядка тысячи двухсот камер, в алмазных копях и шахтах по добыче драгоценных металлов количество камер также нередко достигает тысячи. Более того -- на такого рода объектах уже достаточно длительное время вся система видеоохраны работает в активном режиме, основанном на раннем обнаружении фактов краж и управлении возможными потерями. Основной особенностью объектов повышенного имущественного риска является то, что на одного оператора обычно приходится не более шести мониторов. Почему так скромно? Ответ прост: владельцы объектов на собственном кошельке убедились в том, что главное при осуществлении видеонаблюдения -- правильно и своевременно классифицировать поведение присутствующих в кадре. Если же работать не в активном, а в реактивном режиме, то в случае "прохлопанного" операторами воровства потери могут оказаться недопустимо большими.

Однако простое противопоставление активного подхода реактивному уже набило оскомину и мало кого впечатляет. Ниже я постарался разбить способы ведения видеонаблюдения на объектах на несколько характерных режимов и описать разницу между этими режимами. Во всех случаях совершенно необходимо, чтобы наблюдение велось соответствующим образом подготовленными операторскими кадрами -- люди должны уметь предвидеть и предчувствовать возникновение нештатных ситуаций, а также твердо знать все признаки, по которым обнаруживаются инциденты на данном конкретном объекте. Специальная тренировка не повредит даже самым опытным сотрудникам: именно она позволяет перевести видеоохрану объекта в активный, опережающий режим.

Активный режим -- раннее обнаружение инцидентов

Характерной чертой этого режима является то, что здесь операторы определяют условия, приводящие к возникновению инцидента, непосредственно в процессе наблюдения. Ключевой момент для ведения операций в таком режиме -- убедиться в том, что операторы обладают достаточным для этого запасом знаний и умений. Как уже упоминалось, исключительно важно понимать набор признаков того, что ситуация может перерасти в нештатную. Чем выше уровень погруженности операторов в ситуацию, знания того, в чем состоит штатный режим функционирования объекта и понимания всех вариантов развития ситуации в зоне ответственности оператора, тем более уверенно персонал сможет считывать детали происходящего в кадре -- возможно даже и до того момента, когда произойдет само тревожное событие. Этот вид наблюдения наиболее интеллектуален, требуя от оператора полной отдачи и нахождения в высоком тонусе -- в каждый момент времени охранник должен понимать, какие признаки он должен искать в кадре, а также правильно оценивать вероятность появления этих признаков в данной ситуации.

Полуреактивный режим -- реагирование на тревоги

Этот режим в некоторой степени обладает опережающими свойствами, однако собственно наблюдение здесь основано на технических средствах обнаружения условий, приводящих к нештатной ситуации. К примеру, просмотр сцены оператором может быть активирован при помощи датчиков движения либо интеллектуальных детекторов. Важнейшим фактором, определяющим успешность функционирования системы видеонаблюдения в этом режиме, является способность оператора в кратчайшие сроки правильно оценить степень угрозы и природу ее возникновения -- и немедленно вынести решение, является ли данная ситуация нештатной. Даже принимая во внимание то, что некоторые из тревожных событий могут быть заблаговременно обнаружены при помощи технических средств, у оператора остается пространство для принятия самостоятельных решений, чтобы адекватно среагировать и, возможно, даже предотвратить кражу, либо вовремя распорядиться о принятии мер к задержанию подозреваемого. Слабым местом данного режима видеонаблюдения является определенная вероятность ложных тревог, связанная с применением технологий автоматического обнаружения; от ложных тревог не застрахованы даже так называемые интеллектуальные системы.

Многие компании практикуют периодические просмотры материалов, записанных системами видеонаблюдения, в целях осуществления процедур контроля качества видеоохраны. Несмотря на то, что это происходит уже после того, как события успели произойти, такой аудит позволяет службе мониторинга обнаружить события, которые прошли незамеченными для операторов. Кроме этого, по ряду признаков просмотр записанных материалов более эффективен, чем мониторинг в реальном времени. Во-первых, сама обстановка не так напряжена. Во-вторых, при просмотре операторы имеют возможность просматривать интересующие их фрагменты видеозаписи по нескольку раз, а также пользоваться такими "удобствами", как замедленное воспроизведение и покадровый просмотр.

Реактивный режим -- расследование инцидентов по видеозаписи события

По-настоящему реактивным видеонаблюдение становится тогда, когда применяется оно исключительно в целях записи событий и последующего просмотра видеоматериалов, отвечающих определенным критериям -- таким, как время, место съемки, определенные индивидуальные признаки ситуации. В случае, если за период, в течение которого осуществлялась запись событий, не поступило ни одного сигнала тревоги либо сообщения о нештатной ситуации, записанные материалы просмотру не подлежат. Очевидным недостатком данного режима является то, что та часть событий, которая не была обнаружена в реальном времени, не будет обнаружена и при просмотре, а по прошествии определенного времени видеозаписи, на которых упомянутые события могут содержаться, и вовсе будут стерты.

Видеонаблюдение в реактивном режиме, хотя ему и не по силам активно противостоять преступности, всё же имеет достаточно высокий потенциал в деле расследования всякого рода инцидентов. Несмотря на то, что преступники могут активно противодействовать ведению видеонаблюдения, принимая меры маскировки и тем самым затрудняя расследование по горячим следам, именно этот метод привел CCTV к успеху в ряде весьма громких дел -- таких, как дело Джеми Балгера, взрывов в Брикстоне и лондонском метро.

Простой истиной, касающейся активного видеонаблюдения, является сама возможность его осуществления, обусловленная, в том числе, и человеческим фактором. При возрастании количества мониторов, приходящихся на одного оператора, вероятность обнаружения нештатных ситуаций падает. Если персонал не прошел специальную подготовку, в ходе которой отрабатываются подробные характеристики всех возможных нарушений, об активном наблюдении не может быть и речи. И, конечно же, в стратегическом плане видеонаблюдение должно быть состыковано с тем, как вы планируете реагировать на инциденты каждого типа.


Автор:  Д-р Крэйг Дональд

Возврат к списку


Другие статьи этого автора:

 Подписаться на RSS-канал